Эй, Порча-Корча! Назовись именем своим и сверни с моего пути... #запискиМастера_акхей
............
ОБЗОР ИЗ ИНЕТА
Особо искусные ворожеи, так же, как и колдуны, способны манипулировать нечистой силой и, соответственно, причинять вред людям.
Так, например, в с. Краснополье Алтайского района Республики Хакасия считали, что при помощи заговоров знахарка или останавливает действие вредных сил природы, или наговаривает на другого что-нибудь вредное.
В пос. Элизово Элизовского района Камчатской области колдунов относят к знахарям, т.к. они могут как навести вред, так и его вывести. Обращение к текстам заговоров также убеждает в этом.
Так, в двух заговорах-присушках читаем: «Масторава, Ведява, имена ваши называю, глазами своими меня увидьте, ушами меня услышьте! Семь чертей пошлите, семь чертей, чертенят!»; «К богу земли с просьбой обратился. Бог земли меня услышал, семь чертей мне послал».
Последних из описания М. Гребнева «летающих колдунов» мордва называла ведунт. Ведун-ведьма, колдун, колдунья, человек, связавшийся, по поверью народа, с нечистой силой.
«Люди, находящиеся в близких отношениях со злыми духами; колдуны, знахари и знахарки, могут принимать на себя образ волков, собак, кошек, свиней и других животных; и теперь верят, что в глухую полночь ходят оборотни и пугают народ».
М. Е. Евсевьев пишет: «Ведун - человек. На ведуна учатся, есть такие знающие люди, которые обучают на ведуна. Который человек научится быть ведуном, от ведовства не может удержаться, в каждую ночь отправляется летать. Выходит из трубы. Летит, словно огненный клок. Голова с человеческую голову, похожа на ковш. За ведуном остаются искры. Летает выше домов. При рождении ребёнка съедает, которого (ребёнка) ведун съест, тот ребёнок весь посинеет.
Этот ребёнок уже не выживает, а иногда и родится мёртвый. И телёнка также может при отёле съесть». Мордовская деревня полным-полна поверий об оборотнических свойствах колдунов. Наиболее ранними, видимо, следует считать те поверья, которые повествуют о выходе души колдуна во время засыпания через рот в виде определённых существ, чаще в виде «огненного змея», огненного клока, у которого «голова с человеческую, похожая на ковш».
Согласно усвоенному от русских поверью, мордва считает, что колдун перед смертью должен передать свои знания другому человеку. Если желающих не было, то для этого, как отмечалось выше, он передаёт кому-либо веник или другой предмет, а с ним и своё колдовство. В противном случае черти будут его истязать до тех пор, пока колдовской дар не будет передан преемнику. По мордовским поверьям, во время кончины колдуна и при его погребении бывают буря, вихрь или непогода. Прах колдуна земля не принимает три года. После смерти чародеи, как и упыри у славян, могут вставать из могил.
В связи с этим очень интересным является замечание М. Т. Маркелова: «У мордвы спущенный гроб ещё дважды поднимается, и лишь потом оставляется на дне могилы. Сохранилось указание, то если случайно гроб срывался и падал в могилу, то все испуганно бежали прочь и возвращались лишь через три дня, и тогда закапывали его, забивая даже кольями».
И. Н. Смирнов дополняет: «Прежде чем поставить гроб на дно могилы, его трижды поднимают и опускают. Если при этой операции гроб срывается, погребающие приходят в ужас: умерший не хочет, очевидно, успокоиться в могиле и намерен блуждать по свету. Гроб наскоро забрасывают землёй и бегут опрометью по домам.
Переждавши три дня, родные являются на могилу с тремя осиновыми кольями, забивают их в лоб, сердце и в живот, и просят землю принять покойника, и не выпускать его».
Подобным образом обезвреживали и колдунов. Так, например, в с. Степная Шентала Кош-кинского района Самарской области после смерти в могилу колдуна вбивают осиновый кол - чтобы он оттуда никогда не вышел. В с. Дмитриевка Стерлибашевского района Республики Башкортостан верят, что могилы колдунов в дырах, через которые он может выходить, поэтому в такие могилы забивают осиновый кол.
В связи с этим заслуживает внимание погребение № 85 Усть-Узинского могильника (III-IV вв.), в котором, по мнению В. В. Гришакова, нарушение анатомического расположения костей носит ритуальный характер.
«Судя по наличию в подобных захоронениях анатомического расположения нижних конечностей, первоначально погребённых помещали в могилу вытянуто на спине. При этом могильная яма оставалась не засыпанной на определённое время и, по-видимому, перекрывалась древесным материалом. После тления мягких тканей над скелетом и некоторыми вещами совершался ритуал разрушения, а затем яма засыпалась землёй».
В "обезвреженных" погребениях Ражкинского могильника (III-IV вв.) кости были разрушены лишь частично. Были сломаны черепа покойных и область груди. В V-VII вв. останки перемешивались. В IX-XI вв. обезвреживанию стали подвергаться парные погребения, где находились взрослый и ребёнок. Однако разрушению подвергался только костяк взрослого. Несколько меняется и способ обезвреживания: у погребённых отсекали кисти рук и стоп. Грудная клетка и череп оставались нетронутыми. В XI-XIII вв. разрушению подвергались все косные останки, кости сохранились лишь фрагментами.
Таким образом, до сих пор в мордовском народе сохранились поверья и суеверия о колдунах. Их боялись и боятся. Но в определённых случаях к ним обращались как к существам, носителям сверхъестественных возможностей.
К. Разумовская, А. Морок. «Сглаз, порча и защитные заговоры»
---------------------
А народ считает, что в основе всех этих заболеваний лежит порча. Порча в широкомсмысле слова – нанесение вреда человеку от зложелательства.
Порча бывает временная, поддающаяся излечению, и вовсе неисцелимая.
Болезни, происходящие от порчи, подразделяются:
- на скорбь,
- черную болезнь,
- падучую болезнь,
- немочь,
- призор,
- прикос,
- сглаз,
- урок,
- исполох,
- зуд,
- икоту,
- щипоту,
- оговор
- и множество других.
Остановимся на некоторых из них.
Скорбь – это сердечная болезнь.
Черная болесть – холера, венерические заболевания.
Урок – от дурных и хитрых людей. Об этом говорят в том случае, если у кого-то ни с того ни сего заболит голова или его начнет бить лихорадка, заноет нога.
Сюда же относят и тяжесть в желудке, и слова, сказанные в неурочный, худой час. Он есть у каждого человека.
Говорят, что если проследить за своей жизнью, то окажется, что все неприятности и несчастья случаются в какой-то определенной час.
Призор, прикос происходит от недоброжелательного взгляда чужого человека.
Озева также происходит от сглаза, дурного недоброго взгляда, от слов, сказанных кем-либо в сердцах по поводу кого-либо или с завистью, или зевая при разговоре с кем-то.
Оговор происходит также при произнесении слов, сказанных с завистью.
Есть еще исполох – мгновенный испуг. Этим словом определяются болезни идиотизма,умопомрачение, истерия, кликушество, эпилепсия. До сих пор еще существует вера в «насыльного беса», который может принять вид птицы или какого-либо животного, появиться неожиданно перед человеком и вызвать одно из перечисленных заболеваний.
О бесах мы расскажем в отдельной главе.
Есть еще одна деревенская болезнь – притка. Она случается внезапно. Это удар, паралич,неожиданная хромота или вывих и т. д.
ИЗ ДРЕВНИХ ВЕД, что производили колдуны:
Распространенной является порча молодых на свадьбе. Портят напитки, свадебные блюда. Мы уже упоминали о том, что такая порча заключается в наведении порчи на детородные органы мужчины или женщины. Результат такой порчи – половое бессилие, бесплодие,физическое отвращение молодых супругов друг к другу.
В художественной литературе мы найдем много примеров, подтверждающих, что мужское бессилие от порчи не пустые слова. Откроем страницу романа «Миг вечности», автор которого писательница Бертрис Смолл.
«Сегодня вечером, сэр, мой муж предложит вам услуги наложницы зала. Не принимайте этого предложения, если вам дорога ваша жизнь.
– Почему? – грубым голосом спросил Бода, всматриваясь в них с любопытством своими налитыми кровью глазами.
– Она колдунья, – опередила Эдит Дагиан.
– Да, – быстро подтвердила Дагиан и понизила голос. – Она лишила нашего мужа мужской силы, когда он пытался овладеть ею. Теперь он не способен ничего сделать ни с одной из нас, хотя хвастается и делает вид, что все в порядке.
– Почему он от нее не избавится? – подозрительно поинтересовался Бода.
– Ее купил еще старый хозяин, чтобы она служила целительницей дома, – ответила
Эдит. – У нас нет другой целительницы или кого-то другого, кто бы мог лечить людей. Поэтому наш господин и не отпускает ее, хотя мы молили его об этом.
– Если она целительница, то почему она еще и наложница зала? – сделал осторожную попытку Бода.
– Она была любимой женщиной старого хозяина и родила ему ребенка, сказала Эдит.
–После его смерти наш муж пытался овладеть ею, поскольку он большой любитель женского тела. Когда он не стал слушать ее увещаний, она наложила на него проклятие. В отместку наш муж сделал ее наложницей зала. Но мы предупреждаем всех, кому он предлагает ее, потому что, как добрые христианки, мы не можем допустить, чтобы она прокляла еще какого-нибудь мужчину. Она поклялась, что проклянет любого, кто осмелится овладеть ею. И поверьте мне,
сэр, она сдержит свое обещание!
Торговец понимающе кивнул.
– Благодарю вас, госпожа, что предупредили меня. Я не хочу быть искалеченным. У меня молодая вторая жена...»
Но в силах знахарей было и излечить мужскую импотенцию, наступившую вследствие той же порчи. Известны им были рецепты некоторых снадобий. Вот как пытался излечиться от этого недуга герой все того же романа Бертрис Смолл.
«Это был простой семейный ужин. Жаркое из кролика, хлеб, сыр, сладкий пирог с яблоками. Свежесваренный эль, достоинства которого Кэдерик оценил сполна. „Как хорошо видеть его таким счастливым“, – подумала Эдит. Она не могла припомнить, когда видела его таким радостным, как в этот вечер. Когда со стола убрали посуду, Кэдерик широко улыбнулся. Было видно, что он вполне доволен собой.
– Перед ужином Эдит спросила, купил ли я что-нибудь себе у Боды, – начал Кэдерик. –
Да, я купил! – Опустив руку под стул, он вынул серебряный кубок, который ему так хотелось иметь, и поставил его на стол. – У моего отца в этом зале никогда не было такой ценной вещи, –хвалился он.
– Бода говорит, что кубок из мастерской Симона из Константинополя, одного из
лучших серебряных дел мастера во всей Византии. Взгляни на гравировку, Эдит! Это большой бык сражается со львом. Бода говорит, что это лев. Как бы мне хотелось поохотиться на льва!
–Лицо Кэдерика выражало удовольствие, и его переполняло мальчишеское возбуждение.
– Да,у меня есть кое-что, моя жена. – Он вытащил из кармана маленький пузырек с каким-то красноватым порошком, шепча ей при этом: – Бода говорит, что это вернет мне мою мужскую силу, Эдит. Это волшебный порошок. Его нужно добавлять в вино и пить семь дней, а после этого я дам моим женщинам сыновей! Разве это не замечательно?..»
Существует и такой вид порчи, как прикосновение. Порча может быть передана при ударе рукой или даже от простого прикосновения недоброго человека.
Но самый распространенный вид порчи приписывается взгляду. Говорили, что есть такие колдуны, которые одним взглядом могут свести человека с ума, иногда просто иссушить.
У таких колдунов есть свое название – «виритник».
Его боятся гораздо больше, чем простого колдуна или ведьму. Сила его взгляда такова, что жертва его мгновенно начинает ощущать ломоту во всем теле, головокружение, боли в сердце и паралич рук: они как бы каменеют, и
человек просто не в силах поднять их. Имеются утверждения, что он может напускать порчу даже на целую деревню вплоть до полного ее истребления.


Комментарии
Отправить комментарий